Клуб
Мультиспорта "Северный путь" |
г. Санкт-Петербург 2009 г. |
|
ОТЧЕТ /
ДНЕВНИК
о лыжном походе (тренировочном
выезде) нулевой
с элементами четвертой категории
сложности
со 2 по 11 января 2009 г. Составитель отчета: Нестеренко А.Ю. |
Вид туризма: лыжный
Категория сложности: нулевая
Время проведения: со 2 по 11 января 2009 г.
Район путешествия: Кольский полуостров, горы
Хибинские Тундры
Маршрут похода:
ст.
Нефелиновые Пески – отметка 402.5 – безым. перевал-ущелье южнее пер. Импульс
(?1А, 900 м.) (только восх.) – еще
более безым. перевал-ущелье еще южнее (?1Б*, 910 м.) (только восх.) – пер. Импульс (1А*,
780/840м.) (рад. и наполовину поперек) – спуск по пути подъема – ст.
Нефелиновые Пески
Продолжительность активной части: 5.5 дней
Протяженность маршрута: 17 (15+2 рад.) км
Состав группы: 8 чел. (список прилагается)
Статистика
Среднее расстояние,
преодолеваемое за день (без учета радиальных выходов): 2.4 км (2.8 км с учетом
коэффициента 1.2).
Средняя скорость движения:
неприменимо
Карты маршрута:
http://www.kura.spb.ru/hibini2009/img/1.jpg
№ п/п |
Фамилия И.О. |
Год рождения |
Участие в походах |
Опыт прохождения категорийных препятствий |
Обязанности в походе |
1 |
Нестеренко Александр
Юрьевич alex.nest(at)gmail.com +79217480543 |
1984 |
Горн. 2У Кавказ Лыж. 3Р Кольский Лыж. 2(3)Р Приполярный
Урал Водн. 3Р р. Калга |
Кавказ, пер. 2А летн Кольский, пер. 1Б зимн,
верш. 2А зимн Карелия, пор. IV капитан |
руководитель, начпрод, штурман |
2 |
Анухин Павел Михайлович |
1982 |
Лыж. 3У Кольский Лыж. 2(3)У Приполярный
Урал Водн. 3У р. Калга |
Кольский, пер. 1Б зимн,
верш. 2А зимн Карелия, пор. IV капитан |
|
3 |
Быков Николай Александрович |
1983 |
Лыж. 3У Кольский |
Кольский, пер. 1Б зимн,
верш. 2А зимн |
|
4 |
Волков Владимир Игоревич |
1984 |
Лыж. 3У Кольский Лыж. 1Р Кольский Водн. 3У р. Б. Зеленчук |
Кольский, пер. 1Б зимн,
верш. 2А зимн |
врач |
5 |
Панин Алексей Олегович |
1983 |
Лыж. 3У Кольский Лыж. 2(3)У Приполярный
Урал Водн. 3У р. Калга |
Кольский, пер. 1Б зимн,
верш. 2А зимн Карелия, пор. IV капитан |
ремонтник, фотограф |
6 |
Хоронжук Роман Сергеевич |
1983 |
Лыж. 3У Кольский Лыж. 2(3)У Приполярный
Урал |
Кольский, пер. 1Б зимн, верш.
2А зимн |
фотограф |
7 |
Хрущалева Мария Александровна |
|
|
|
|
8 |
Шагал Эдуард Александрович |
1983 |
Лыж. 3У Кольский Лыж. 2(3)У Приполярный
Урал |
Кольский, пер. 1Б зимн,
верш. 2А зимн |
|
Дата |
День похода |
Участок
пути |
Пройдено
км* |
Подъемы
и спуски (м) |
Перепад
высот за день |
Примечания |
04.01 |
1 |
о.п. Нефелиновые Пески – чуть выше отметки 402.5 |
6.1 |
+340 |
340 |
|
05.01 |
2 |
пр. отметка 402.5 - ущелье б/н 910 м. (?1А) |
1.1 |
+435 |
435 |
после 12.00 нет
видимости |
06.01 |
3 |
вынужденная дневка |
0 |
0 |
0 |
нет видимости, ветер до 20 м/с |
07.01 |
4 |
вынужденная дневка |
0 |
0 |
0 |
ветер до 15 м/с,
радиальный выход к пер. Импульс, тренировка на скалах |
08.01 |
5 |
ущелье б/н 910 м. (?1А) – пер. Импульс (1А*, 840
м.) – пер. б/н 900 м. (?1А) – отметка 402.5 - ГЗЛ |
3.6 |
-600 |
600 |
во второй половине дня
ветер до 15 м/с, видимость хорошая |
09.01 |
6 |
ГЗЛ – о.п. Нефелиновые Пески |
4.2 |
-175 |
175 |
|
|
|
Всего
за поход: |
15 |
|
1550 |
|
* расстояния измерены по картам масштаба 1:50000
6. Движение по маршруту и его техническое описание.
День минус второй, 2
января
Сели в поезд Санкт-Петербург – Петрозаводск и поехали в сторону
пересадки, удивляя своими лыжами, пластиковыми ботинками, веревками и торчащими
отовсюду ледорубами скромных жителей Петрозаводска, горы видавших разве что на
картинках. В процессе выяснилось, что забыли третью ножовку (так получилось), я
забыл билеты (ну вот просто забыл, оказывается, и такое бывает), а Коля, как
выяснилось, забыл лавинный шнур. Все это мы решительно вознамерились раздобыть
в Петрозаводске, куда и приехали на
День минус первый, 3
января
В Петрозаводске бросили предметы на вокзале и пошли на
поиски магазинов тканей и ножовок, открытых третьего января в семь утра. В этом
мы сходу не преуспели, но выяснили, что ряд магазинов тканей открывается с 11ти
(а поезд в 11 с копейками). Со второй попытки обнаружили в километре от вокзала
строительный супермаркет такого наполнения, что я бы не отказался иметь такой
рядом с домом. Ножовок по пенобетону там, впрочем, не было, расппилить
болгаркой двуручку нам в этом время суток не смогли (хотя не были против),
поэтому пришлось просто взять ножовку с крупным зубом и успокоиться на этом.
Коля, выбежав перед поездом, успел приобрести (молодец!) бледно-голубенький
лавинный шнур. По счастью, наша аптека пополнялась еще до очередного приступа
общественной паранои, поэтому Коле была выдана баночка марганцовки и с ее
помощью он покрасил это безобразие в цвет… ну, в коричневый.
День первый, 4 января
В районе 7 утра вышли на станции Нефелиновые Пески в
какой-то безымянный сугроб (фото 1). Здесь сразу нацепили лыжи и пошли куда-то
в мрак и темноту, ориентируясь по приборам. Вскоре вышли на дорогу с засыпанным
буранным следом и прошли по ней пару километров, после чего свернули и пошли по
азимуту в сторону долины ручья Нефелинового.
Через 3 перехода дошли до границы зоны леса (ГЗЛ). 1 переход выше ГЗЛ. К
месту постановки лагеря (фото 2) подошли около полудня и пошли на близлежащий
склон рядом с кулуаром, ведущим к перевалу Почтальон, потренироваться ходить в
связках и зарубаться ледорубом. Потренироваться особо не получилось: падаешь и
не едешь, хотя уклон 20-30 градусов. Ну, хотя бы повалялись в снегу (фото 3).
Спустились вниз и поставили палатки, растянув все штормовые оттяжки и присыпав
юбки. Фирна для строительства нет. Глубина снега мала для какой бы то ни было
ямы -- сантиметров 30. Время начала постановки лагеря – около 15.30. Отбой в
19.00
Погода – облачно, ветер ЮВ 1-3 м/с, до 10 м/с,
температура около -10 градусов, влажность высокая, снежный покров – старый
буранный след, снег, тропежка – 10-40 см..
Чистое ходовое время (далее ЧХВ) -- 4 часа.
День второй, 5 января
Подъем дежурного в
03.00, готовы к выходу были в 06.30, неожиданно быстро для нас. Из-за этого еще
полтора часа разминались подвижными играми, дожидаясь света: идти в темноте
рубиться на лавиноопасные незнакомые склоны опасно. Около начала девятого еще в
сумерках вышли и, как выяснилось потом, немедленно промахнулись гребнем. Сперва
шли на лыжах, потом пошли на лыжах серпантином, временами выходя на край
лавиноопасного склона, через 1 переход от лагеря сняли лыжи и пошли по центру
гребня вдоль камней пешком. Подъем довольно крутой (до 30, отдельными участками
по несколько метров до 35-40 градусов), местами трудный из-за мелкой сыпухи и
обледенелых камней под ногами. После второго перехода нацепили кошки и в
практически нулевой видимости за 15 минут вышли через вершинку на седловинку
безымянного перевала, разрезающего гребень отрога Юмечорр. С обоих сторон
скалистые ущелья, не обозначенные на 500 м карте, названий которых в Интернете
найти не удалось (фото 4, 5). Правое (южное) можно оценить как перевал 1Б*,
левое – как 1А*. Здесь поняли, что движение в такую видимость по узкому и еще
сужающемуся дальше гребню опасно и приняли решение закопаться и продолжить
движение завтра. Пока начинали копать, облако, как водится, ушло, наступила
видимость. Решили, однако, продолжить начатое (и, пожалуй, не зря) и
попеременно строили стенку и тренировались в южном ущелье ходить на три такта,
зарубаться на фирне, поработали с железом. Отбой 20:30.
Погода – пасмурно, ветер (до 5-10 м/с), в первой половине
дня снегопад, видимости нет, температура днем около -13. Покрытие -- снег, фирн,
тропежка около 40 см.
ЧХВ -- 2,5 часа.
День третий, 6 января
Проснулись еще вчера, около 22-23 часов, от ощущения, что
геодезическая палатка (с 4 людьми, присыпанная обильно снегом и на большинстве
оттяжек) сейчас улетит в неизвестном направлении. Постепенно просыпаясь,
повылезали все наружу, обнаружили ЮЗЗ ветер метров 15-20 в секунду, дующий из
ущелья вверх, подтянули оттяжки, дополнительно присыпали палатки и пару часов
усиливали стенку своебразным рассекателем из больших блоков со стороны ветра, а
по краям – просто дополнительными блоками. Усилия наши дали результат, с ЮЗ
стороны стенки стало просто тихо, а с СВ стало дуть весьма умеренно. Легли
спать с твердым намерением проснуться в 05:00, но проспали до 09:00. Однако,
погода снаружи подсказала нам, что можно никуда не спешить. Ветер изменился на
противоположный (ССВ), но скорость его по прежнему около 15 м/с (к ночи
усилился до 15-20, порывами до 25 м/с). Видимости нет вовсе, снегопад (фото 6).
Спокойно позавтракали, по нескольку человек не спеша повылезали, усилили стенку
с СЗ стороны, построили дополнительную стену напротив улитки входа,
позаконопачивали дыры и легли спать обратно.
Погода – пасмурно, ветер ЮЮЗ, затем ССВ (10-15, до
25 м/с), снегопад, видимости нет,
температура днем около -10. Покрытие -- фирн.
ЧХВ – нет.
День четвертый, 7 января
Подъем дежурного по плану около 04:00. Снаружи все так же
безжалостно дует, однако видимость есть. Скорость ветра – порывами до 15 м/с.
Решили с рюкзаками в эту погоду не соваться, в сторону Ферсмана уже не ходить,
не успеем, а попробовать пройти траверс Юмекорра; сегодня же дойти до туда
налегке и разведать, что как и по возможности набить заранее крючья и разведать
точки страховки. Вышли из лагеря в начале десятого (я увлекся строительством
сортира) и вскоре наткнулись на ущелье пер. Импульс (1А*) (фото 7). Его высота
по карте и приборам – 840 м., по справочнику -- 780. В эту погоду он не просто
лавиннопасен при сквозном прохождении, а попросту без изнурительного подъема по
скалам сбоку непроходим — на взлете метр и больше рыхлого готового падать вниз
снега. Но нам насквозь его проходить было не надо, а поперек он оказался более
чем удовлетворителен для наших целей, поэтому мы послали троих разведать, как
там чего на Юмекорре, а сами начали спуск в ущелье дюльфером, закрепив веревку за
камень в 60 метрах от перегиба. Спускались долго и муторно, перестежки с
непривычки прямо над перегибом на отрицательную скалу высотой 40+ метров на
фоне Хибинских ущелий -- дело весьма неторопливое и вдумчивое, а день короткий
-- на подъем времени не хватило ( все веревки были заняты на дюльфере). Пока
ждал остальных, забил первый крюк, поднявшись без страховки, но дальше идти не
стал. Крюк оставили, запомнили место и пошли в лагерь уже в сумерках (фото 8).
Все это происходило пешком в кошках.
Погода – пасмурно, ветер ССВ (10-15 м/с), видимость есть,
температура днем около -20. Покрытие -- фирн.
ЧХВ – нет.
День пятый, 8 января
Собрав лагерь, вышли около 08:20 в сумерках в сторону
Импульса, около 09:00 начали спуск с привычного камня в сторону перегиба, прямо
на котором лежит большой камень. На конце первой веревки соорудили станцию на
трех ледорубах, собрались на ней (последний с самостраховкой ледорубом), оттуда
спустились до камня на перегибе, организовали на нем перестежку и начали
сложный дюльфер вниз (рюкзаки отдельно, благо отрицательный уклон; спуск через
перегиб с акобатическими этюдами – веревка обходит камень, который уже нависает
над пустотой, поэтому для начала нормального спуска надо слегка упасть, а это
всегда так тревожно) (фото 9). Из-за всего этого опять возились очень долго, а
еще и во второй половине дня поднялся ЮЗ ветер до 15 м/с. Подняться не успели,
успели только стремительно снять страховку и уйти через горку и мимо обжитого
лагеря вниз (в кошках) по пути подъема. Ощутимо дуть перестало на высоте метров
500, там же надели лыжи. Отсюда примерно за полчаса дошли (неглубокая тропежка)
до ГЗЛ, где и встали, предусмотрительно оттянув палатки на все оттяжки. Воды
здесь в это время тоже нет. Дрова могут быть, не искали.
Погода – ясно, ЮЗ ветер до 15 м/с. Температура около -15.
Покрытие – фирн, снег (тропежка до 40 см).
ЧХВ – 2 часа.
День шестой, 9 января
Ночью и утром
даже здесь, в ГЗЛ, видимость метров 100 и ветер со снегом до 10 м/с. Наверху
воет как реактивный двигатель. Вовремя мы спустились вниз, однако. Вышли,
никуда уже не торопясь, около 11.30 и за 1.5 перехода дошли до станции (фото 10).
Здесь, чтобы убить время до рабочего поезда (около 17.00), побегали на лыжах,
кто по озеру, кто назад по лыжне на горку в лесу. Дождались поезда и уехали в
Апатиты. Дальше все как обычно -- еда, напитки, цивилизация и всякое в том же
духе.
Погода – пасмурно, СВ ветер около 10 м/с, температура приблизительно –15. Покрытие – снег
(тропежка до 50 см).
ЧХВ – 5 часов.
В январе в
Хибинах красиво, но мало. Светового дня, везения с погодой. Народу, кстати,
никого не видали, только на вокзале была еще группа (они тоже отказались от
перевалов, а пошли хребтами, а потом им тоже задуло и они вовсе свалились вниз
и уж болше не поднимались). Иными словами, в Хибины в январе лучше ходить,
пожалй, гулять, кататься, но не за свершениями — на свершения не хватает
времени.
Снега в наш
приезд было ненормально много, поэтом лавинную опасность просто-таки всего, что
нас окружало, можно счесть скорее случайностью, чем январской закономерностью.
8. Списки снаряжения и
раскладка, точные карты -- по запросу на адрес alex.nest
(на) gmail.com